Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века


Надо признать, что ситуация мировоззренческого хаоса, допускающего декларации и еще более безответственные, после трехпоколенного «вавилонского пленения» Церкви была неизбежна. Геттоизация Церкви с необходимостью включала ее маргинализацию, хотя в условиях «советского мировоззрения» любое диссидентство было в то же время и глотком свободы. Мировоззренческий хаос касался, безусловно, не столько истин веры, сколько социально-политических ориентиров, с этими истинами связанных. Гетто, отрывающее от социальных корней и связей, воссоздает самостоятельный мифологический мир, критерием истины в котором служит сама альтернативность окружающему миру. Изоляция и презрение служат той собственной «Истиной» гетто, которая позволяет ему выживать. Гетто проклянет спасителя, который откроет ему ворота в мир.

Отсюда понятно, что уже первое десятилетие вслед за выходом из социального гетто поставило Церковь перед новыми для нее сложнейшими задачами адаптации, обретения ориентации в и без того дезинтегрированном обществе. И надо признать, что в конце концов Церковь ответила на исторический вызов, что нашло выражение в принятии «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» Архиерейским Собором в Юбилейном 2000 году. Кроме того, к концу века российская Церковь выдвинула несколько незаурядных церковных деятелей, попытавшихся «на выходе из гетто» обобщить имеющийся опыт и структурировать дальнейшую дискуссию. Настал момент, когда можно оценить их историческую заслугу и дать развернутый анализ их взглядам.

Речь идет прежде всего о митрополите Иоанне (Снычеве), протоиерее Александре Мене и митрополите Кирилле (Гундяеве).

Двое из них — митрополит Иоанн и о. Александр Мень — уже ушли из жизни, но вместе с митрополитом Кириллом они продолжают тем не менее восприниматься как символы различных направлений в современной церковной жизни. Кроме своего политического значения, особенно высокого у митрополита Кирилла, все трое — серьезные социальные мыслители и именно в этом статусе и будут предметом внимания автора настоящей статьи. Мы попытаемся воспроизвести основные черты их социального мировоззрения и проанализировать основные их ответы на современные вопросы. При этом мы попытаемся показать, что, несмотря на большие споры вокруг их личностей (в отношении о. Александра Меня и митрополита Иоанна речь заходит как о канонизации, так и о церковном осуждении), они в равной степени представляют лицо — вернее, три лица — современного российского православия и в вопросах социальной этики создают предпосылки скорее для диалога, чем для конфронтации.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  

Другие статьи по теме:

- Проблемы религиозного образования в России
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи