Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века


Несколько слов об истоках воззрений этих авторов и об их «партийном» значении. Эти истоки следует искать в «гетто», где каждый был диссидентом по-своему.

Отец Александр Мень принадлежал узкому интеллигентскому кругу христианских диссидентов, которые — в силу их близости к «защитникам прав человека» — были уже в советское время известны на Западе. Относясь к кругу христиан-евреев и используя в своих работах мало знакомый в православной традиции язык современного научного богословия, он был вынужден и внутри Церкви находиться в некотором «гетто» и быть своего рода «диссидентом».

В похожей ситуации находился и его антипод — митрополит Иоанн. Будучи монархистом и не признавая душой «реальность» советской власти, он тоже был социальным диссидентом. Обладая авторитетом в широких церковных кругах, он оставался при этом диссидентом и по отношению к «официальной линии», что приводило к одергиваниям со стороны высшей церковной власти.

Наконец, лишь по видимости отличается ситуация у митрополита Кирилла. Представляя на официальном уровне «чуждую» для советского общества идеологию, по отношению к власти он опять же был «диссидентом». И вполне диссидентскую жизнь, далекую от жизни «простых советских христиан», приходилось вести иерархам в качестве представителей церковной власти, в значительной части этой власти лишенных. Последующая внутрицерковная критика «никодимовской школы» лишь обнажила эту «маргинальность власти».

Это «советское» прошлое каждого из этих церковных деятелей и определило в очень большой степени их позиции в постсоветский период. Так, если митрополит Иоанн придал современный облик политической позиции «ревнителей благочестия», а о. Александр Мень стал выразителем интенций православной «либеральной интеллигенции», то задача митрополита Кирилла и стоящей за ним церковной власти оказалась в том, чтобы сформулировать позицию официальной «золотой середины». Образуя три основных идейных крыла в российском православии, они определили главный сюжет церковной жизни 90-х годов, заключающийся в балансировании на грани церковного раскола.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  

Другие статьи по теме:

- Золочение куполов
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Проблемы религиозного образования в России
- пять пунктов кальвинизма
- Постсекулярная эпоха
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи