Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
Митрополит Иоанн (Снычев)
Вплоть до начала 90-х гг. социально-этические взгляды митрополита Иоанна не находили выражения. Последующие многочисленные книги и выступления — плод всего нескольких лет работы церковного иерарха, ослабленного болезнью сердца. Но, разумеется, позиция архиерея (хиротонисан в 1965 г.) была сформирована и выстрадана раньше. А научно-богословская и преподавательская работа в юности (гомилетика, церковная история) объясняют серьезную эрудицию и выразительный литературный стиль владыки. Равнодушным его выступления не оставляли никого: в них клокотала энергия высокого духовного накала, обнаруживалась многомерность и глубина сложной внутренней борьбы. Искренность и творческий дух владыки не могли не вызывать симпатию даже у тех, кто не разделял его взглядов.
Христианская антропология
Истоки антропологических взглядов митр. Иоанна следует искать в ощущении величия и глубины духовной брани за истину, совершающейся в сердце каждого человека3 . Призванность к спасению и возможность погибели помещают человека в центр противостояния двух миров, где не существует «середины» или покоя, но всегда — борьба, последний выбор. Понятие компромисса чуждо владыке. Между истиной и ложью, добром и злом пролегает пропасть, которая не покрывается человеческими расстояниями. Задача заключается лишь в том, чтобы узреть первое и четко отделить его от второго.
На постоянную духовную борьбу человека обрекает свобода, которая — не убежище произвола и самолюбия, но задача самоопределения и внутреннего самопреодоления: «Человеческая свобода, понимаемая как свобода нравственного выбора, — вот первопричина всех исторических хитросплетений! Драгоценнейшее свойство нашего духа, венчающее человеческое богоподобие, искра Божия, которая, несмотря ни на что, мерцает и сегодня во мраке духовного невежества и религиозной дикости, давая надежду на возрождение, — свобода выбора между добром и злом определяла, определяет и до скончания века будет определять течение нашей жизни» (1, 122).
Другие статьи по теме: - Ученые тоже верят в потусторонние силы - Проблемы религиозного образования в России - Духовная эволюция или деградация? 2 - Приходское духовенство xv - начала xvi века - Образ Иерусалимского храма
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|