Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
В 1848 г. Жуковский подводил итоги, сравнивая положение на Западе и в России. Итоги эти казались ему обнадеживающими. С удовлетворением замечал он, что Россия не испытала разрушительной Реформации, «произведшей мало-помалу ту смертельную болезнь, которой теперь страждет Европа; и если она далеко отстала от Европы в цивилизации, то в такой же мере сохранила неприкосновенным, что европейская цивилизация уничтожила и чего уничтожение в свою очередь уничтожит европейскую цивилизацию, - сохранила веру в святое». «У нас целы те главные, основные элементы, которыми держится бытие государств христианских, - продолжал Жуковский. - Наша Церковь не изменилась: Реформация не дерзнула коснуться ее святыни; а неизменяемость Церкви сберегла и упрочила неизменяемость власти державной, которая, несмотря на все волнения государственные, осталась непотрясенною в своем основании, т.е. в понятии о божественности ее происхождения и в исторической ее законности. Русский народ, в котором никакой произвол мятежного умствования не поколебал веры в непреложность Церкви, остался равномерно верен и власти державной, проповедуемой Церковию» .
Жизнь гражданского общества, по убеждению Жуковского, регулируется законом. Гражданские законы определяют права, уголовные ограждают собственность и личную безопасность людей. Умственную жизнь определяет наука, нравственную - религия. Закон и религия ограничивают личную свободу и таким путем утверждают свободу гражданскую. Гражданская свобода состоит «в полной возможности делать все то, что не запрещено законом, т.е. в подчинении воли своей воли закона». Вредоносную волю закон должен обуздать. Гражданский порядок поддерживается страхом наказания за противозаконные действия .
В этой плоскости Жуковский рассматривал вопрос о свободе мысли, слова, преподавания. Мысль человека свободна, считал он. Но мысль, выраженная словом, уже получает характер гражданства. Мысль, высказанная в печати, «есть уже мысль гражданина, действующего публично». Получив со времени Французской революции обширное поприще, действуя на массу, такая мысль может поддерживать мятеж и разрушить общественный порядок. А потому истинная свобода несовместима со свободой тиснения. «Мысль-гражданин» (печать) должна быть подвержена точно таким же законам, как и человек-гражданин законам, определяющим ее права и охраняющим общество от ее преступлений. Законы эти должны быть не только наказующие, но и предупреждающие, что будет содействовать росту образованности. Но время для такого законодательства еще не пришло .
Другие статьи по теме: - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Про «это» – православным - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - Проблемы религиозного образования в России - Золочение куполов
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|