Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

ю.н. столяров библия и библиотеки

Об истории древнейших библиотек известно многое. Дошли сведения о библиотеках, существовавших за несколько тысячелетий до нашей эры и, причем больше всего таких сведений сохранили для нас страны Ближнего Востока, Передней Азии, Северной Африки. На той же территории развивалась история древнееврейского народа, создавшего Библию, - самый выдающийся документ человеческой цивилизации, оказавший и оказывающий мощнейшее воздействие на ход общественной истории во всех уголках нашей планеты. Один из библейских сюжетов не посредственно связан с библиотеками, но он странным образом оказался вне поля зрения исследователей во всем мире, хотя само слово Библия, означающее в переводе "книги", должно, казалось бы, натолкнуть на вопросы: где эти книги хранились, не сказало ли в них что-нибудь о книгах же, о книгохранилищах, т.е. библиотеках, библиотекарях и других сторонах собственно библиотечной деятельности. Иными словами, Библию до сих пор никто не рассматривал как библиотековедческий источник. Предлагаемая статья имеет целью восполнить этот пробел, хотя бы в первом приближении.
Отношение к Библии варьируется, как известно, в очень широком диапазоне. Одни почитают ее как непостижимо сложный объект, каждое слово которого исполнено тайного священного смысла, и поэтому изучать его надо не впрямую (это им кажется вульгаризацией), а герменевтически, сакрально, сакраментально и трактовать иносказательно. Собственный, или точнее явный, непосредственный, смысл содержания Библии в таком случае ускользает от исследователя, так как ему не придается значения.
Другие объявляют содержание Библии выдумкой, полной чепухой и поэтому вообще не вникают в него. Третьих интересует в Библии лишь собственно религиозное содержание.
По-видимому, главным образом в методологическом подходе к Библии кроется объяснение того, что она не воспринимается как исторический, научный источник, в котором содержится масса фактических сведений. Однако достаточно изменить точку зрения, и Библия повернется еще одной, на сей раз библиотековедческой, гранью. Перефразируя вывод известной притчи Христа, отдадим Богово теологам и атеистам, а книжное и библиотечное оставим специалистам в этой области. Наука допускает условное рассмотрение объекта по принципу: предположим, что все так и было, как описало в Библии. Что же из этого следует?
Итак, прочитаем Библию как любой другой фактический первоисточник. Примем на веру, что все написанное там истинно. Сознательно опустим сомнения типа "а было ли так на самом деле", "где доказательства этого". Разночтения станем трактовать в пользу авторов Библии, в пользу того, что изложенное ими событие действительно произошло. Еще Н.В.Гоголь замечал: "Да не покажется читателю странным, что обе дамы были не согласны между собой в том, что видели почти в одно и то же время. Есть, точно, на свете много таких вещей, которые имеют уже такое свойство: если на них взглянет одна дама, они выйдут совершенно белые, а взглянет другая, выйдут красные, красные, как брусника" Примечательно, что существование самих вещей сомнению не подвергается.
Библиотека возможна при наличии книг, и, значит, необходимо знать, что говорится в Библии о книге. При этом прежде важно уяснить, что именно понимать под книгой. В широком смысле книга - это совокупность текста (букв или других графических образов) и листового материала. С этой точки зрения, книгой можно считать любой носитель с зафиксированным на нем сообщением, и тогда появляется множество разновидностей книг, о которых информирует Библия. Это многочисленные письма, послания, приказы, чертежи, купчие записи и т. п.
Первое упоминание о печати как приспособлении для оттискивания информации связано с повествованием об Иуде - основателе колена иудеев и невестке его Фамари (Быт. 38*). Время жизни Иуды относится ко II тысячелетию до Р.Х. следовательно, к тому времени письменность древним иудеям была уже известна. Это, конечно, не самое раннее ее применение - от египетских папирусов и шумерских керамических табличек ее отделяют несколько тысячелетий, т.е. столько же, сколько нас от современников библейского Иуды.
Письменную культуру древних евреев отличало исключительное внимание к фиксированию различных важных событий, прежде всего родословного характера. Эти записи выполняли мемориальную функцию, которая играла основополагающую социальную роль. Память о своем роде, имени была для ветхозаветных, а затем и новозаветных предков наивысшей ценностью, важнее самой жизни. Памятная книга создается пред лицом Бога, в нее записываются все люди, того достойные, все даты и события. Велись эти книги по прямому поручению Господа: "...И сказал господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу*, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной" (Исх. 17: 14-15).
Надо полагать, книги были практически аналогичны по содержанию: одни писались людьми, другие - непосредственно Богом либо небо- жителями. Благодаря книгам первого рода можно восстановить библейскую историю, тысячи имен, родственные отношения великого множества лиц (по родословным книгам прежде всего) и т.д. Вся Библия как набор десятков разнохарактерных книг представляет собой изначально не что иное, как историю древнееврейского народа, фактически достоверную, обогащенную его представлением об обстоятельствах сотворения мира, и наиболее существенных событиях, предшествовавших появлению израильтян.
Эти книги тщательно хранились как ценнейшее духовное наследие наравне с другими сокровищами. Естественно, что место книг определялось в сокровищехранилище - там же, где помещались самые важные государственные документы - договоры, обязательства, грамоты и т.п., а также драгоценности, деньги и иные предметы, представлявшие самую большую духовную либо материальную ценность.
Наличие в Ветхом Завете множества перечислений имен с указанием родства, лет жизни, различных дат представляется многим современным читателям либо неинтересным, либо непонятным, имеющим загадочный смысл. На самом деле, это - результат добросовестнейших записей всего, что казалось их авторам наиболее существенным в жизни, и Библия в целом оказалась неисчерпаемым кладезем информации о верованиях, укладе жизни, историческом пути одного из древнейших народов на нашей планете и, пожалуй, единственного из них, кто сумел сохранить свое лицо до настоящего времени. Мало того, он оказал и продолжает оказывать огромное влияние на судьбы не только своих соседей, но и других народов мира.

1 Гоголь ПВ. Соч. в 2-х т. М., 1975. Т. 2. С. 419.
2 Немировский Е.Л., Ляхов В.Н. Книга II Книговедение: Энцикл. словарь. М.,
1982. С. 251.
* См. список сокращений в конце статьи.
Датировка исторических событий, упоминаемых в Библии, считается достоверной и давно перестала быть дискуссионной как в теологической, так и в исторической литературе.
Инсус довольно распространенное имя в Библии (как и имя Иуда). В данном случае имеется в виду Иисус Навин, бывший у Моисея служителем.

В свое же время эти записи имели прежде всего прагматическое и социализирующее значение. К примеру, когда было поставлено под сомнение право сынов Овдия, Аквоса и Надду, исправлять священную службу, обратились к родословным книгам, и "как родовая запись их по изыскании не найдена в списке, то они отлучены от священства" (2 Езд. 5:39). В Ветхом Завете содержится множество упоминаний о книгах жизнеописания царей, причем эти жизнеописания подчас называются летописями (3 Пар. 15:7, 19, 23, 31; 16:4, 20, 27; 4 Пар. 1:18; 8:23; 10:34, 12:19 и мн. др.), а также две Книги Паралипоменон (в переводе с еврейского - Книги Летописей). Когда царю Артаксерксу не спалось, "... он велел слуге принести памятную книгу дневных записей; и читали пред царем..." (Есф. 6:1). В частности, он обратил внимание на запись о донесении Мардохея*, в котором упоминалось о готовящемся на царя покушении и о том, что за это сообщение автор не был вознагражден. Тем временем Аман, более знатный приближенный царя, вознамерился истребить всех иудеев, расселившихся в Персию, как враждебный народ, замешавшийся во всех племенах вселенной, по законам своим противный всякому народу, постоянно пренебрегающий царскими повелениями и т.д. (Есф. 3). Аман приготовил виселицу для Мардохея, но попал на нее сам, тогда как Мардохей получил царское облачение, венец, коня и пр. Артаксеркс отменил свой указ об истреблении евреев на территории "от Индии до Эфиопии" (Есф. 8:10). Так запись в ежедневнике предотвратила одну из грандиознейших исторических драм.
Под понятие книги попадают и разного рода переписи - родословные списки, переписи населения, воинов, скота, оружия, плененного и уничтоженного воинства и многое другое. Такого рода статистических данных особенно много в Ветхом Завете для примера достаточно сослаться на Книгу Чисел и 3-ю Книгу Маккавейскую. К ним относятся также письма, списки с них, договоры по различным поводам, расписки и многое другое, что сегодня объединяется термином "документационное обеспечение управления"**.
К этой категории документов тесно примыкает и само Священное Писание. добрая половина входящих в него книг является по существу письмами. Таково, например, Евангелие от Луки, начинающееся с личного обращения автора к Феофилу, которому Лука решил подробно описать учение Христа. Очевидно это и из названий соборных посланий апостолов (7 книг Нового Завета), посланий апостола Павла (еще 14 книг). Естественно, что все книги Ветхого и Нового Завета должны были где-то, т.е. в каких-то хранилищах, содержаться. Библиотека (как книгохранилище - в изначальном смысле этого слова) естественно возникает одновременно с книгой. Правомерно поэтому ожидать в Библии слов "книгохранилище", "библиотека". И действительно, такие слова появляются.
Так, в начале Второй книги Маккавейской читаем: "...повествуется также в записях и памятных книгах Неемии
1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- пять пунктов кальвинизма
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи