Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


Безукоризненная нравственная репутация Жуковского сыграла, по-видимому, решающую роль при назначении поэта в 1826 г. наставником наследника престола - будущего Александра П. Христианское мировосприятие он старался пробудить и в своем подопечном. Заметив в нем проявления досады на превосходство других в чем-либо, Жуковский опасался, как бы это не послужило началом «смертельной болезни», сделав душу мальчика «недостойною Бога». «Чтобы жить как должно, - записывает он в дневнике в 1828 г., - надобно помнить только, что мы и наша жизнь здесь не есть настоящая жизнь, а только начало или приготовление к настоящей жизни, что мы живем здесь только для души нашей, что все, что не делает душу лучшею, исчезает, что все, что делает душу лучшею, вечно. В этом отношении люди равны, ибо все дети одного Бога. <...> Если великий князь думает, что он должен быть лучше других, что никто не должен быть лучше его потому только, что он сын государя, то он ошибается. <...> Любовь Бога одинакова для всех, т.к. для всех одинаково бессмертие. Для этой любви мы живем на свете, для этого бессмертия мы себя здесь готовим, всякий по-своему, один будучи государем, другие будучи просто частным человеком, всякому своя должность по тому месту, которое он здесь занимал, но у всех одна цель, одна жизнь вечная, один Бог» .

Правила поведения христианина, вопросы христианского вероучения, по-видимому, нередко являлись предметом разговоров Жуковского с цесаревичем и его окружением. Некоторые из них были трудно разрешимы. Так, в дневнике за 1835 г. поэт отметил «жестокий спор» с великим князем и принцем Ольденбургским о предопределении. Изложенные автором результаты этого спора заслуживают внимания. «Бог всеведущ. Он все направляет к лучшему; Он мое Провидение; мое настоящее, мое будущее, моя вечность в руке Его», - записывает Жуковский. В то же время он считает: «Я свободен, т.е. могу в действиях нравственных соглашаться или не соглашаться свободным выбором воли с законом нравственным или, что все равно, с совестью, представителем Бога в душе человеческой». Человеку трудно согласить эту свободу с Божеским предопределением: «То, что знает Бог вперед, то должно случиться, ибо ошибка невозможна Богу; что должно случиться, то все необходимо; следовательно всякое действие наше, ибо оно предвидено, предопределено, необходимо, следовательно, нет свободы». Вывод следовал такой: поскольку человек не может постигнуть непостижимое и «втеснить необъятное в тесные границы мысли и слова», он должен смирить свой разум и не переступать границы запретного. Только это способно спасти его от заблуждения, «которое приведет или к безверию или к суеверию» .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Проблемы религиозного образования в России
- Иерусалимский храм
- Неоготика
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи