Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России


При освещении столь многогранной темы, как имперская история России, перед соста-вителями сборника стояла сложная задача - сочетать анализ конкретных проблем с освещением общей перспективы развития национально-религиозных отношений. В целом составители ус-пешно с ней справились. Двенадцать статей сборника объединены в три раздела - «Западные регионы: христианство и иудаизм», «Обращение анимистов и буддистов», «Перед лицом исла-ма». Некоторые авторы рассматривают политику государства и Церкви по отношению к круп-ным конфессиональным группам - народам Поволжья, Приуралья и Сибири в XVI-XVIII вв. (М. Ходарковский), иудеям (Дж. Клайер), униатам Западного края (Т. Уикс), аборигенам Аляски (С. Кан), ламаитам-калмыкам и бурятам (Д. Шорковитц), мусульманам Северного Кавказа и Закавказья в XIX в. (Ф. Мосташари). Другие сосредоточились на анализе конкретных вопросов - деятельности епископа Афанасия Холмогорского в Архангельской епархии в конце XVII - начале XVIII в. (Дж. Михельс), отношении официальной иерархии к харизматическим движениям в православии на рубеже ХГХ-ХХ в. (Ю. Клэй), «возрождении язычества» у марийцев (П. Верт), роли женщин в сохранении исламских традиций среди татар Поволжья (А. Кефели), деятельности православной миссии в Казахстане (Р. Джераси). Интересна попытка Ш. Келлер сопоставить дореволюционное миссионерство с распространением марксизма-ленинизма в мусульманских районах после 1917 г., хотя эта единственная работа по советскому периоду выглядит скорее исключением среди остальных статей.

Лейтмотивом сборника является мысль об «экстраординарной связи православной мис-сии с государством, отличающей ее от западных аналогов» (с. 3,141). Следует отметить, что та-кая связь во многом была обусловлена объективными обстоятельствами - континентальным характером России, отсутствием четких границ между центром и периферией, исторически сложившейся слабостью гражданского общества. В этих условиях формально господствующая Православная церковь нередко была на окраинах обороняющейся стороной, а частые в устах миссионеров термины «восстановление православия», «возвращение отпавших к православию» - отнюдь не только риторической фигурой.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Золочение куполов
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Неоготика
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи