Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России


Очевидные слабые стороны православной миссии, ее неудачи в борьбе за духовное единство государства побудили авторов в целом критически оценить миссионерскую деятель-ность Православной церкви. Между тем подобный подход представляется односторонним. Так, трудно согласиться с категоричным выводом Уикса о том, что «массы униатов-украинцев не желали быть поглощенными Православной церковью», а «католическо-униатское единство бы-ло намного сильнее, чем связь униатов с Россией и православием» (с. 81). Действительно, при обращении униатов Холмщины применялись массовые насилия. Однако далеко не все униаты присоединялись к православию под давлением репрессий. Если к 1875 г. в православие было обращено около 250 тыс. униатов, то после указа 17 апреля 1905 г. на территории Холмщины в католичество перешла меньшая часть обращенных - около 120 тыс. Более того, по словам Д. Поспеловского, «за двадцатилетнее владычество над этими краями религиозно крайне нетер-пимого польского межвоенного режима... переходы в католичество были единичными и редки-ми». Схожей была ситуация в Прибалтике. Здесь к началу 1880-х гг. числилось от 120 до 150 тыс. православных, за 1880-е гг. к господствующей церкви присоединилось от 18 до 28 тыс., а после 1905 г. отпало в лютеранство около 11 тыс. человек. Очевидно, факторы, притягивавшие к православию социальные низы окраин, нуждаются в дополнительном изучении .

Нельзя принять без оговорок и тезис Уикса о том, что «"просвещенная" политика Екате-рины II была в значительной степени направлена против католической церкви как института» (с. 73). Известно, что после первого раздела Польши были сохранены средства католической кафедры в Белоруссии, в 10 раз превышавшие средства местной православной кафедры. За ка-толическими монастырями были утверждены их владения (в то время как православные секу-ляризованы), на территории России сохранен орден иезуитов, было практически разрешено об-ращать униатов в католичество . Нуждается в серьезном уточнении тезис о том, что «теория официальной народности» С.С. Уварова являлась формулировкой национализма и господ-ствующей идеологией Николая I (с. 1, 278). Формула Уварова никогда не имела статуса госу-дарственной идеологии (тем более неуместно ставить ее в один ряд с марксизмом-ленинизмом). Режим Николая I в целом был далек от национализма, опирался на сословно-легитимистские, династические начала (движение эстов и латышей к православию в 1840-е гг. было остановлено силами правительства в угоду влиятельному остзейскому дворянству). В целом вопрос о русском национализме, времени его появления и этапах развития нуждается в дополнительном изучении.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Духовная эволюция или деградация? 2
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи