Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозные свободы в России конца xx века
За сотрудничество без вмешательства в компетенцию друг друга сразу же после краха советской системы выступило и государство. В 1995 г. по распоряжению Бориса Ельцина был сформирован Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. В состав этого консультативного органа входят, наряду с представителями Священноначалия РПЦ и православных-старообрядцев, высшие руководители российских мусульман, иудеев, буддистов, а также инославных христиан: католиков, адвентистов, баптистов, лютеран, пятидесятников, и епархиальный архиерей Армянской апостольской церкви. Совету было дано право формулировать рекомендации президенту по различным вопросам политики государства.
Когда шесть лет назад разрабатывались предложения о создании Совета, в основу их была положена идея предоставить религиозным лидерам — впервые за всю тысячелетнюю историю России — реальную возможность вести диалог с главой государства на основе партнерства, исключающего какое бы то ни было вмешательство светских властей в церковные дела. Кроме того, Совет должен был, опять-таки впервые, стать тем местом, где представители разных религий собирались бы за одним столом для совместной работы на равных, постепенно преодолевая многовековые традиции взаимного недоверия и нетерпимости.
Увы, этот эксперимент удался лишь отчасти. Довольно скоро “ястребы” в Кремле добились введения в новый консультативный орган большой группы высокопоставленных правительственных чиновников и установления над ним контроля со стороны руководителя президентской администрации, который по совместительству стал председателем Совета (по аналогии с “обер-прокурором” Святейшего правительствующего синода Российской империи).
Живучей оказалась и тысячелетняя традиция официального единомыслия. В феврале 1997 года, поздравляя Патриарха Московского и всея Руси с днем его тезоименитства, Ельцин сделал — явно с подачи кого-то из вхожих к нему чиновников — сенсационное заявление, смысл которого, в лучшем случае, остался за пределами его понимания. “Религиозное руководство и руководство государственное слито воедино”, — заявил Президент. И тут же добавил, что именины Предстоятеля Русской Православной Церкви — это праздник “не только личный, не только его паствы, но и всех россиян”.
Другие статьи по теме: - Священство и царство в российском общественном сознании - Духовная эволюция или деградация? 2 - Образ Иерусалимского храма - Постсекулярная эпоха - Неоготика
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|