Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Если выйти за пределы социологических данных и посмотреть на идущие в России политические дискуссии, мы увидим, что к религиозным ценностям в этих дискуссиях практически не апеллируют. И сторонники укрепления порядка в ущерб личной свободе, и сторонники расширения экономической и политической свободы личности обычно обходятся внерелигиозными аргументами. Несомненно, однако, что сторонники свободы (объединяющие в себе тех, кого на Западе определяют как либералов и консерваторов; соответствующие термины в России используются скорее для обозначения различных оттенков внутри номенклатуры) чаще критикуют православие как опору коллективистской психологии. Насколько это справедливо, мы обсудим в следующем разделе. Вообще же религиозный фактор действительно играет пока чрезвычайно маленькую роль в российской жизни, и сопротивление религии обусловлено, может быть, именно тем, что слишком часто о ней — неважно, в какой разновидности — говорят как о средстве спасения общества.



Секулярные параметры религиозной психологии

Третье направление социологических исследований, могущее пролить свет на религиозное настоящее и будущее России, пытается выявить различия между жизненными установками верующих и неверующих людей. Здесь перед исследователем часто стоит опасность банализации. Например, по опросу Кутковец 1997 г. расхождения между верующими и неверующими по большинству позиций незначительны, но намного больше верующих людей заявили, что совесть — это голос Бога в человеке (32% против 11% голосов неверующих). Удивительно не это, удивительно то, что 47% верующих выбрали ответ вполне секулярный, определив совесть как собственное представление о добре и зле.

По всем основным политическим вопросам: об отношении к Западу, о будущем устройстве России существенных различий между верующими и неверующими этот опрос не выявил. Число монархистов даже оказалось ниже среди верующих (4,6%), чем среди неверующих (6,2%). Чуть больше верующих выступило за особый путь развития России и за возвращение к советской модели. Но во всех случаях различия составляют один-три процента, что кажется не слишком надежным (стоит напомнить, что опрос проводился в премьерство Немцова, и Немцов набрал наибольшее число голосов как политик — кроме Зюганова, “взявшего” традиционные 15% среди верующих и 17% среди неверующих).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Храм Василия Блаженного
- Когда наука становится религией
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи