Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
При такой постановке проблемы, думается, следует различать, с одной стороны, теории летописцев, церковную идеологию и, с другой религиозно-этические представления «обычных людей» тех, чьи поступки описывались в летописи, к кому обращали свою проповедь иерархи и книжники. Корреляция между теорией и практикой, идеей и жизнью была очень сложной, и воздействие их было взаимным. В то время как по литические теории древнерусских книжников (идея богоустановленности власти, теории мира и братской любви, казней Божиих и др.) более или менее изучены , практически нет исследований о том, какими представлениями руководствовались в своем по ведении миряне (например, князья и бояре), участники событий, описываемых в летописи .
В XV-XVI вв. стержнем всей проблематики отношений правителя и знати была идея верности, и все попытки каким-либо образом их осмыслить сводились в конце концов к одному вопросу как исключить возможность государственной измены, обеспечить и идеологически оправдать лояльность ведущих общественных сил правителю. Но этот вопрос волновал умы и в древнейшую эпоху. Более того, именно здесь нашлась точка соприкосновения христианских идей и военно-дружинной этики. Основой дружинного строя всегда и везде не только в Древней Руси, но и в регионах, сопоставимых с ней, была именно верность, личная преданность всех членов дружины друг другу и прежде всего своему вождю. В то же время тема верности не чужда Священному писанию, являвшемуся для средневековой культуры основным источником тех образцов, в которые должно было укладываться все происходящее. Действительно, в нашем древнейшем летописании именно эта тема дает повод для осмысления от ношений князя и знати с религиозно-моральной точки зрения.
В Повести временных лет (далее ПВЛ) первая же коллизия «предательство-верность» в отношениях князя и его боярина заслуживает комментария летописца. В статье под 6488 (980) г. рассказывается о борьбе Ярополка и Владимира Святославичей за Киев и о предательстве Блуда, «воеводы Ярополча», который согласился быть Владимиру «в сердце и в приязньство» и обманул своего князя. Резко осуждая поступок Блуда, летописец характеризует свершившееся как «лесть», причем повторяет это слово довольно настойчиво (в рассказе, поместившемся на одном рукописном листе, 10 раз). Комментарий дается такой: «О злая лесть человеческа! Якоже Давыд глаго леть: "Ядый хлеб мои възвеличил есть на мя лесть". Се бо лукавьствоваше на князя своего лестью. И паки: "Языки своими льстяхуся. Суди им, Боже, да отпадуть от мыслии своих, по множьству нечестья их изрьнья их (А: изрини а; Р: изръни я), яко прогнъваша тя, Господи"... Се есть свът (РА: совьт) зол, иже свыцевають на кровопролитье. То суть неистовии, иже приемше от князя или от господина своего честь ли дары, ти мыслять о главъ князя своего на пагубленье. Гордыне суть бъсов таковии. Якоже Блуд преда князя своего, и приим от него чьти многи, се бо быстъ повиненъ крови той» .
Другие статьи по теме: - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - Духовная эволюция или деградация? - пять пунктов кальвинизма - Про «это» – православным
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|