Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


Подобная “миссионерская” деятельность церковных деятелей способствовала быстрому росту того умонастроения, которое сегодня приняло форму фундаментализма. Для иллюстрации приведем выдержку из донесения Питирима Петру I от 26 февраля 1721 года: “Объявляю Вашему Величеству во епархии Нижегородской есть Мордва и других родов непросвященных крещением а крещению не склоняются, и мне присмотрелося о них к лучшему, чтобы детей их малолетних от осьми лет и до двенадцати побрать и научить русской грамоте, и таким образом уразумеют пользу св. крещения удобнее крестятся и креститеся сами станут и других научат” (Есипов, 267). И это не единственный пример подобного подхода к христианскому просвещению. Известно, что в 30-е годы XVIII столетия “Розыскная раскольных дел канцелярия” отбирала детей у старообрядцев, а родителям “чинила наказание” — била кнутом (Синайский, 74). Подобная практика существовала и в XIX веке, и в начале XX; вплоть до введения веротерпимости она теоретически не возбранялась.

Жесткие меры по отношению к старообрядцам не способствовали диалогу, хотя такой диалог был возможен — например, в случае с диаконом Андреем, к которому генетически восходит единоверие. “Собеседование” в петровскую эпоху означало насильственное действо (если старообрядцы не шли на разговор добровольно, миссионеры обращались к помощи солдат), во время которого защищающаяся сторона должна была отвечать на различные каверзные вопросы, и если ей это не удавалось сделать, она должна была сдаться на милость победителей. Характер этих собеседований напоминал средневековую схоластику. Церковь навязывала старообрядцам такой уровень и способ разговора, который неизбежно приводил к начетничеству: на любое суровое вопрошание всегда находился витиеватый ответ.

Чтобы почувствовать атмосферу таких “собеседований”, обратимся к рассказу упомянутого диакона Андрея, который так описал случившееся с ним царю: “В прошлом 1716 году епископ Питирим прислал к нам скитожительствующим последним богомольцам твоим убогим старцам, 130 вопросов за своею рукою прося у нас на те вопросы ответов; и мы убогие тако ж написав, подали ему епископу Питириму своих вопросов 240, желая чрез его ответы в сомнении нашем от Святого писания решение получити. И мы за недостатки книг и за скудость ума нашего ответствовать отрицалися... за что он велел держать нас за караулом близ года, и мы убогие за оным принуждением на вопросы его, сидя в узах, писали к своим чтоб ответы готовили, и елико возмогли, собрав от Святого писания ответы, написав подаша ему епископу в мае, за то он обещал нас выпустить, а принявши наши ответы своих ответов он, епископ, тогда нам не отдал и в правде своей не устоял и нас не свободил...” (Есипов, 649). Ответы Питирима были вручены на специальном собрании общины диакона Андрея. Как пишет Есипов, дьякону нечего было сказать (попробуй скажи, когда солдаты рядом): “Рек преосвященный диакону со товарищи: извольте отвещати на всякий свой ответ подлинно. Диакон поклонися епископу до земли... “прости нас и не истязуй нас, мы не можем ничего иного отвещати точию что в доношении нашем написано...”

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Священство и царство в российском общественном сознании
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи