Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


Надолго отрываться от земли и хозяйства, конечно, сложно. Но, с другой стороны, непонятно, как жила сельская община совсем без храма. Допустить, что молитва совсем не звучала в диких таежных местах, нельзя: в XVIII столетии секуляризм еще не настолько разрушил духовные основы жизни, чтобы породить целые селения безбожников. Скорее всего, это была нормальная “беспоповская” жизнь, так что беспоповство имело в тех краях подготовленную почву.

Как бы там ни было, число лиц, подлежащих “двойному окладу”, росло вместе с ростом империи. В своих произведениях (в том числе в рассказе “На краю света”) Лесков выявил главные причины бессилия православной проповеди: во-первых, внутренний отход от христианства самих православных, их нежелание отнестись к церковной жизни всерьез и, во-вторых, вторжение светской власти в церковную область, куда она вторгаться не имела права. Это касается, в частности, попыток полицейскими методами решать духовные проблемы.

В России так называемая внутренняя миссия была направлена прежде всего на людей, оставивших официальную, государственную церковь. Как отмечает церковный историк И.К. Смолич, “борьбу с расколом Церковь поставила во главу всей своей миссионерской деятельности, растрачивая почти бесплодно свои силы и упуская тем самым из виду другие важные задачи пастырского служения” (И Смолич. “История Русской церкви”. Т.VIII. Ч.1. С. 23. — далее: Смолич). Иными словами, положительную миссию вытеснила контр-миссия. Это сказалось прежде всего на самой господствующей церкви, укрепив ее, как пишет тот же историк, обрядовый характер и сделав “почти невозможными всякие дальнейшие улучшения (например, в богослужении), хотя они и казались желательными” (Смолич, 31).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Неоготика
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи