Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории


“Наложение штрафа за неявку к исповеди сначала поручалось светским властям... Ландраты поняли так, что раскольников нужно “записать в двойной оклад”, а церковных, не явившихся к исповеди, следует оштрафовывать втрое... Православные, увидав из этого, что им гораздо выгоднее совсем “записаться по двойному окладу”, объявили себя раскольниками... Другие же люди, которые не хотели зачислять себя в раскольники, “по двойному окладу”, стали обращаться к “приходским попам” с подкупами, чтобы “попы показывали их бывшими” (на исповеди. — Б.К.). Попы брали за это “посулы” и показывали небытейщиков “бывшими”, и таким образом реестрация вместо того, чтобы выяснить дело, повела к усиленной лжи. А как “посулы” за фальшивые отметки небытийщиков “бывшими” брали одни попы и не делились этими доходами с причетниками, то среди сих последних запылала всеобщая зависть против настоятелей и пошли на них доносы” (Н.С. Лесков. Собр. соч. в 12 тт. М., 1989. Т.12. С. 240. — далее: Лесков).

Борьба светских и духовных обличителей выявила любопытную подробность: “Многие священники в поданных ими духовных росписях за 1716 и 1717 годы многих детей своих духовных неисповедовавшихся написали исповедовавшимися, а действительно бывших у исповеди по злобе своей на них записали небывшими”. Битва за доходы сопровождалась бесконечными доносами, сыском и очными ставками. Правительство подливало масла в огонь, издав, например, такой указ: “А буде о тех, кто у исповеди не будет, а священник о том не донесет и за такую его ману взять на нем штраф первое пять рублев, второй десять, а третий пятнадцать рублев. А ежели по тем явится в такой же мане и за то извержен будет священства” (Лесков, 141). Лесков добавляет, что “повелено было “по извержении” священников “взять их имение”, а самих их “отсылать для наказания к гражданскому суду и в каторжные работы”” (Лесков, 142).

Хождение к исповеди в Сибири осложнялось огромными расстояниями между приходами и малым числом действующих храмов: “Церквей на всю Сибирь было тогда числом 160, и из них половина приходилась на город Тобольск и на селения, ближайшие к этому городу” (Лесков, 150). Крестьянину часто проще было никуда не ехать и заплатить “двойной оклад”, чем тащиться по ужасным дорогам за сотню верст в церковь без всякой гарантии, что удастся исповедоваться и причаститься. Священники нередко бывали в разъездах, один иерей порой окормлял несколько приходов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Когда наука становится религией
- Шатровые каменные храмы
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи