Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
2. Конфессиональные обоснования
православного антизападничества
Православие определяет себя как «правильную веру». И, следовательно, вероучительный его спор с западным христианством — как спор «правильной» веры с «неправильной» — уже и сам по себе не может не составлять внутреннего импульса, порождающего антизападничество. Иными словами он, этот спор, уже и сам по себе может служить для православия достаточным основанием к тому, чтобы отделять себя от Запада.
Вопрос, однако, в том, насколько жестко можно отделять себя от других направлений христианства в ситуации, когда все Церкви живут в секулярном окружении: ведь секуляризм заключает в себе большую опасность, чем иноконфессиональное христианство. В современном обществе секуляризм подрывает основания веры как таковой. В то же время этого не происходило, например, на Западной Украине, где христианам неоднократно приходилось переходить из православия в католичество и обратно.
И тем не менее христианство никаким образом не является для православия в его отношениях с другими христианскими конфессиями объединяющим моментом. Мало того — сегодня в еще большей мере, чем раньше, спор православия с ними интерпретируется его сторонниками как столкновение Истины и ереси.
Однако при этом крайне показательно, что объединяющим моментом для православия не является в настоящее время и само православие — достаточно принять во внимание напряженные отношения РПЦ почти со всеми «православными соседями». И это доказывает, что главная причина отчуждения от Запада заключается, следовательно, вовсе не в догматических различиях. Другими словами, это доказывает, что «конфессиональный принцип» — даже в его радикальной фундаменталистской формулировке — имеет, в сущности, отнюдь не собственно религиозные корни, а какую-то иную мотивировку.
Другие статьи по теме: - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории - человек-овца и господь бог - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|